+7 (4862) 72-19-32
Наш адрес: г. Орел, ул. Автовокзальная, 79-а
 
 
 
 
 
 

Страничка тифлопедагога

    Кто такой тифлопедагог?

    Тифлопедагог занимается воспитанием, обучением и развитием детей с нарушением зрения. Коррекционно-педагогическая работа ведется им по следующим направлениям:

    • тифлопедагогическое обследование воспитанников ДОУ;
    • проведение специальных коррекционных занятий с детьми: развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики;
    • индивидуальное консультирование воспитателей;
    • пропаганда тифлопедагогических знаний;
    • работа с родителями.

    Тифлопедагог проводит с детьми ежедневно подгрупповые занятия (3 человека) и индивидуальные коррекционные занятия. 

       

    Как определить нарушение зрения?

    Лучший способ избежать глазных болезней у детей — это регулярное проведение лечебных осмотров (в возрасте 3-х лет — 1 раз в полугодие, а от 4-7 лет — 1 раз в год). Помните, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем благоприятнее будет прогноз лечения.

    Однако между посещениями врача вы можете сами установить первые признаки нарушения зрения у ребенка.

    Обратите внимание, как смотрит ваш ребенок, особенно после дневного сна. Если один его глаз открывается не полностью, если для того, чтобы посмотреть на вас, он поворачивает голову, если он медленно мигает, прежде чем взять игрушку, которую попросил, — у вас есть основания для беспокойства о состоянии его зрения.

    В теплое время года последите, с какой стороны лица ребенок загорел больше. Обычно, когда один глаз слабее другого, ребенок с этой стороны подставляет лицо солнцу, и оно больше загорает со стороны слабого глаза.

    Кроме перечисленных выше мер профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста, не следует пренебрегать и гимнастикой для глаз.

    Профилактический контроль зрения рекомендуется проводить с раннего возраста. Сейчас разработаны различные методики по профилактике и лечению зрения, мы предлагаем Вам пять золотых правил профилактики.

    Почаще давайте глазам отдых. Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже есть слабая близорукость — через каждые 30. 10-15 минут отдыха — это не сидение перед телевизором, отдых — это бег, прыжки, любование видом из окна, гимнастика для глаз. Для гимнастики нужно сделать фломастером метку диаметром в 3 мм на оконном стекле на уровне глаз. Отойти от окна на 30 см и смотреть 5 секунд на метку, 5 секунд вдаль на вид за окном. И так 3-5 минут. Кому прописаны очки, тот делает эту гимнастику в очках. Это тренировка для глазной мышцы.

    Нарисуйте на большом листе бумаги круг диаметром 50 см и расчертите его на четыре равные части, конец каждой линии завершить стрелкой.

    Повесьте круг на стену. Отойдите на удобное расстояние. Ведите взглядом от центральной точки сначала влево, потом вправо по горизонтали, верх до конца, вниз, от нижней точки круговые движения вправо до конца, влево до конца, восьмерку в одну сторону, в другую (в направлении стрелок). Это одно движение. В первый день проделайте это движение 2 раза. Каждый день добавляйте по одному движению. Доведите гимнастику до 6-8 движений подряд. Вертеть головой во время гимнастики нельзя. Делайте это нехитрое упражнение в течение месяца, затем две недели перерыв, и так на протяжении всей жизни.

    За компьютером старший дошкольник может проводить не больше 15-20 минут в день. Если работу за это время не выполнить, ее надо разбить на части, и через каждые 15 минут делать перерыв. Книжку следует держать на расстоянии 40 см от глаз. При таком расстоянии меньше всего деформируется глазное яблоко. Замерьте это расстояние, покажите своему чаду, как он должен сидеть. Закаляйте ребенка, чтобы он как можно меньше болел. Пусть занимается спортом — бегает, плавает, играет в теннис. Все виды спорта, в каких не существует опасность получить травму головы, хороши для глаз. А травмы головы могут ухудшить уже существующую близорукость.

    Кормите полезными для глаз продуктами. Творогом, кефиром, отварной рыбой, говядиной и говяжьим языком, индюшкой, крольчатиной, морковкой и капустой. Давайте ему чернику, бруснику, клюкву. И обязательно зелень — петрушку, укроп...

    Для глаз полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция — кальций с витамином D, с фосфором.

    «Не учите детей читать раньше 5 лет, не отдавайте в 6 лет в школу — цилиарная мышца, которая обеспечивает хорошее зрение, окончательно формируется к 7-8 годам (среди тех, кто пошел в первый класс в 6 лет, в 3 раза больше близоруких, чем среди школьников, которые пошли в первый класс в 7 лет), не сажайте малышей перед телевизором раньше 3 лет — только к трем годам зрение у детей становится нормальным, равным «единице», не позволяйте играть на компьютере раньше 8 лет.

    Эти упражнения дают возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок столкнется в школе. Натренированные мышцы глаза уберегут глаза ребенка от понижения остроты зрения при чрезмерной нагрузке. Тренировочные упражнения необходимы ребенку, пользующемуся очками, так как привязанность к очкам приводит к вялости глазных мышц. Все упражнения могут выполняться детьми вне зависимости от диагноза.

    Упражнения для тренировки мышц глаза.

    1. Исходное положение — стоя, руки опущены с мячом вниз:
      • поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза,
      • посмотреть на мяч;
      • опустить мяч;
      • поднять мяч перед собой, прищурить глаза,
      • посмотреть на мяч;
      • опустить мяч;
    2. Исходное положение — стоя, руки с мячом вытянуты вперед:
      • качание рук влево, вправо, следя глазами за мячом(5-6 раз)
    3. Исходное положение — стоя, руки с мячом внизу:
      • медленное круговое вращение в правую сторону;
      • вращение в левую сторону.

    Упражнения для снятия статического напряжения.

    • Исходное положение — сидя. Закрывать и широко открывать глаза с интервалом в 30 секунд (5-6 раз подряд);
    • Исходное положение — сидя. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3-4 раза);
    • Исходное положение — сидя. Вращение глазами по кругу по 2-3 секунды в каждую сторону (3-4 раза);
    • Исходное положение — сидя. Быстрое моргание в течение 1-2 минут;
    • Исходное положение — стоя перед окном. Смотреть вдаль 3-4 минуты.

    Упражнения для снятия утомления.

    1. Исходное положение — стоя:
      • смотреть прямо перед собой 2 −3 секунды;
      • поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаза; перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3-5 сек.;
      • опустить руку, повторить 4-5 раз.
    2. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч:
      • опустить голову, смотреть на носок левой ноги;
      • поднять голову, смотреть на правый верхний угол комнаты.
    3. Исходное положение — стоя у окна (без очков):
      • смотреть на вершины деревьев за окном;
      • перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, посмотреть на облака или летящую птицу;
      • назвать транспорт, проезжающий по дороге;
      • повторить 2 раза.
    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Здоровье
           
    Руководство. Педагогический состав
           
    Отчеты
           
    Платные дополнительные услуги
           
    Работа Прокуратуры Заводского района по правовому просвещению и повышению правовой грамотности населения.